Улыбышев – первый выдающийся русский писатель о музыке», а для нас, нижегородцев, это еще одна интересная страница в истории края, и имя, которым мы по праву можем гордиться.

Улыбышевы – старинная русская фамилия. В родословной книге Нижегородского Дворянского Депутатского Собрания они занесены в 6-ю часть древнего дворянства. Как говорит документ: «Фамилии Улыбышевых многие Российскому престолу служили дворянские службы в разных чинах и  и других годах владели поместьями. Все сие доказывается выписями с писцовых книг…»

Улыбышев А.Д.

Александр Дмитриевич родился в селе Лукино Нижегородского уезда Нижегородской губернии, в семье надворного советника, родовом имении, о чем в метрической книге местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы за 1794 год, имеется запись: «Рожден 2 января, крещен 9 января».

Имя Александра Дмитриевича Улыбышева – музыкального критика, писателя публициста и драматурга, знатока театра, автора первых в мировой литературе фундаментальных исследований о Моцарте и Бетховене, обозначено сегодня во многих словарях и энциклопедиях, известно широкому кругу любителей музыки и театра.

До 13-летнего возраста Александр Дмитриевич жил в России, в 1806 году семья Улыбышевых переезжает в Европу. По возвращении в Россию в 1812 году Александр Дмитриевич поступает на государственную службу в Департамент горных и соляных дел в Санкт-Петербурге, в феврале 1816 года переводится в Коллегию иностранных дел. Прекрасно владея французским и немецким языками, становится редактором «Журнала де Санкт-Петербург», освещавшего жизнь посленаполеоновской Европы, входит в состав литературного общества «Зеленая лампа», являвшегося побочной управой декабристского «Союза благоденствия». На одном из заседаний общества Улыбышев зачитывает свою утопию «Сон» (1819 г.), которая выражала идеалы и конечные цели декабристского движения. Нельзя не отметить тот факт, что Александр Дмитриевич был знаком и с А.С. Пушкиным, который тоже состоял в обществе «Зеленая лампа», на его рисунках 1819 г. можно узнать А.Д. Улыбышева.

В 1830 году подает в отставку и поселяется в Нижегородском крае – в своем имении – Лукино и Нижнем Новгороде.

Именно здесь, в Нижнем Новгороде и Лукино, Улыбышев пишет исследования о творчестве Моцарта и Бетховена. Особенно интересует его биография любимого композитора Вольфганга Амадея Моцарта, он досконально изучает ее и решается написать книгу: «Мысль о Моцарте неотступно следовала за мною среди дум об урожае ржи и овса, вместе со мною скакала по большим дорогам и¸ когда я возвращался домой, первая приветствовала меня на пороге», – вспоминал Улыбышев в предисловии к «Новой биографии Моцарта». Десять лет упорного труда понадобилось Александру Дмитриевичу для завершения работы над книгой. Получив разрешение цензора, он на свои средства напечатал её небольшим тиражом в одной из московских типографий в 1843 году.
Книга была написана на французском языке, состояла из трех томов. Первый том, объемом более 200-ста страниц, содержал подробное жизненное описание композитора, остальные два тома были посвящены историческому обзору развития европейской музыки до 18-столетия и анализу основных сочинений Моцарта. Спустя еще десятилетие, Улыбышев пишет книгу о творчестве Бетховена, которая была напечатана тоже на французском языке в Лейпциге и издана в 1857 г., через два года на немецком, на русский язык книга не была переведена.
Имел Александр Дмитриевич успех и в драматургии. В конце 1840-х и в 1850-е годы в домашнем театре у Улыбышева ставились его комедии на нижегородскую «злобу дня», помимо спектаклей проводил он и литературно-музыкальные вечера.
В этот же период, Александр Дмитриевич становится наставником юного Милия Алексеевича Балакирева (русского композитора, пианиста, дирижёра, педагога, главы «Могучей кучки»). Именно под его влиянием молодой Балакирев начал формироваться как композитор-мыслитель. Он называл Улыбышева «вторым отцом» или «отцом в музыке». «Люблю тебя как сына…» – обращается Улыбышев к Балакиреву в своих письмах.





Умер А.Д. Улыбышев в Нижнем Новгороде 26 января 1858 г., согласно выписке из метрической книги Нижегородской Покровской церкви, 26 января «по церковному чиноположению отпет», и в тот же день
гроб с телом был доставлен в Лукино. Захоронили 29 января, о чем была сделана запись
в Метрической книге Покровской церкви села Лукино. Из записей Т. Г. Шевченко, который состоял
в дружеских отношениях с Улыбышевым, от 27 января 1858 г.:
«В церкви Покрова отпели тело А.Д. Улыбышева, знаменитого критика и биографа Бетховена и Моцарта».

Наследие Улыбышевых

Церковь Покрова при Улыбышевых была деревянной, в 1866 году заложили каменную. В годы советской власти она была разорена. Восстановление церкви началось в 2000 году с сестринской монашеской общины,
которая в 2007 году получила статус Покровского женского монастыря.
Барский парк был засажен липами, кленами, вязами, декоративным кустарником, рябиной, сиренью, жимолостью, иргой.
В настоящее время он имеет статус памятника природы регионального значения. (решением исполнительного комитета Горьковского областного совета народных депутатов от 14 февраля 1984 года № 56).
Лукино можно назвать возвышенным во многих смыслах. В географическом – оно расположено на холме, в архитектурно-ландшафтном – здесь находился оригинальной конструкции дом, красивейший парк и впоследствии церковь,
в литературно-историческом – у Улыбышева в гостях бывали выдающиеся личности, в музыкальном – в Лукино
были написаны монографии о Бетховене и Моцарте.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website